Суббота, 27.04.2024, 02:21
Профсоюз СПД «АЛЧЕВСЬКИЙ ТЕРЕН ЛУГАНЩИНИ»

Єдність – до віку!

Захист – сьогодні!

Законність – назавжди!

Гідність – над усе!

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Методичные советы [0]
Законодательные акты, имеющие отношение к СПД [0]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Рекомендации при проведении проверки...
РЕКОМЕНДАЦИЯ
о проведении проверки субъекта хозяйственной деятельности
представителями органов дознания, УБОП, ОБЭП МВД Украины

Юрист Андрей Добровенко представляет рекомендации о проведении проверки.

Рекомендация составлена на основании: Конституции Украины; Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности»; Уголовно-процессуального Кодекса Украины, Закона Украины «О милиции»; Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»; Закона Украины «О борьбе с коррупцией»; Положения «О государственной службе по борьбе с экономической преступностью»; иных нормативно-правовых актов; имеющейся юридической практики.

I. Общие положения о проведении проверки деятельности субъектов хозяйствования.

1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Контролирующими органами уполномоченными проверять финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, в соответствии с Указом Президента Украины № 817 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» являются: - органы государственной налоговой службы;
- таможенные органы;
- органы государственного казначейства;
- государственная контрольно-ревизионная служба;
- органы Пенсионного Фонда;
- органы Фонда социального страхования.

(Указанные контролирующие органы вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности только в пределах своей компетенции).

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим. Таким образом, представители органов МВД не являются органами, уполномоченными действующим законодательством осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

2. Доследственная проверка.

Проверка предприятия (доследственная проверка) проводимая согласно ст. 97 УПК Украины («Обязательность приема заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения»), занимающегося финансово-хозяйственной деятельностью сотрудниками данных органов может осуществляться только при проверке информации;

1) являющейся поводом для возбуждения уголовного дела;

2) являющейся информацией о происшествиях (преступлениях).

В Украине существуют четыре правоохранительных ведомства сотрудники, которых управомоченны проводить доследственную проверку:

- Прокуратура;
- Служба безопасности Украины;
- МВД;
- Государственная налоговая служба.

Сотрудники вышеуказанных органов имеют право расследовать уголовные дела и заниматься (исключая прокуратуру, которая делегирует эту функцию органам дознания) оперативно-розыскной деятельностью.

Статья 97 УПК Украины предполагает:

- отбор пояснений;
- истребование документов для изучения их в офисе (выносить разрешается только копии).
Сотрудники МВД, БЕП, БОП, в случае не предоставления им документации не могут применить к Вам никаких санкций без:
- наличия возбужденного уголовного дела;
- санкции суда на проведение обыска;
- наличия следователя (согласно ст. 118 УПК Украины, в черте города следственные действия обязан проводить только следователь).

Следует учесть, что все три вышеперечисленных процессуальных действия возможны только при наличии возбужденного уголовного дела. То есть предупреждение проверяющих о применении подобных санкций исключает причисление осуществляемой ими проверки к категории доследственной проверки.

3. Проверка, осуществляемая в ходе оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

В соответствии с ст. 6 ЗУ «О оперативно-розыскной деятельности» основаниями для осуществления оперативно-розыскного мероприятия на предприятии является:

а) наличие информации о:
- преступлении, которое совершено или готовится к совершению;
- лицах совершивших или готовящихся к совершению преступления;

б) запросах уполномоченных органов;

в) необходимости получения информации в интересах безопасности государства.

Подобные основания могут содержаться в: заявлениях, сообщениях граждан и юридических лиц; запросах, постановлениях, материалах уполномоченных законом государственных органах.

Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии вышеуказанных оснований.

В соответствии со ст. 9 ЗУ «О ОРД»: в каждом случае наличия оснований для проведения ОРД заводиться оперативно-розыскное дело, без заведения которого проведение ОРД запрещается (кроме случаев предусмотренных ч. 3 ст. 9 «при проверке лица в связи с допуском его к государственной тайне»).

Согласно Инструкции «О порядке приема, регистрации, и учета и рассмотрения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях», вся информация, поступающая в органы внутренних дел о преступлениях и правонарушениях, должна быть зарегистрирована в «Журнале регистрации заявлений о правонарушениях и преступлениях» (официальная аббревиатура – ЖРЗПЗ; однако общепринятое наименование, которое мы будем использовать далее по тесту – КУПП).

Таким образом, только официально зарегистрированная в КУПП информация, может служить основанием к проведению доследственной проверки, путем открытия оперативно-розыскного дела и проведения оперативно-розыскного мероприятия на конкретном предприятии, субъекте хозяйственной деятельности.

4. Подразделения МВД уполномоченные проводить ОРД.

В соответствии с ч. 1, ст. 5 ЗУ «О оперативно-розыскной деятельности», ОРД может осуществляться следующими подразделениями МВД Украины:

- уголовная милиция;
- транспортная милиция;
- специальные подразделения;
- службой по борьбе с организованной преступностью;
- судебная милиция.

Проведение ОРД другими подразделениями МВД Украины запрещается (ч. 2, ст. 5 ЗУ «О оперативно-розыскной деятельности).

II. Официальное посещение предприятия с целью проведения проверки представителями подразделений МВД.

1. Права и обязанности работников подразделений МВД при посещении предприятий.

1.1. В соответствии с п. 15, ст. 11 ЗУ «О милиции» работники вправе входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий с целью:

- прекращения преступлений;
- преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- при стихийном бедствии;
- иных чрезвычайных обстоятельствах.

В соответствии с п. 24, ст. 11 того же закона работники МВД при участии руководства предприятия вправе производить осмотр служебных помещений с целью:

- проверки охраны государственного и коллективного имущества;
- соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению.
Требовать от руководителей и ответственных лиц предприятия:
- сведений и объяснений по фактам нарушения законодательства;
- проведения натуральных и документальных проверок;
- инвентаризаций, ревизий финансово-хозяйственной деятельности;
- истребовать и при необходимости изымать документы и товарно-материальные ценности.

То есть, работник МВД, пришедший на предприятие и цитирующий одну из вышеназванных статей, должен иметь четкие сведения о фактах нарушения законодательства, или же поводы для обнаружения подобных фактов. Что должно быть зафиксировано в КУПП, материалах оперативно-розыскного дела, предписании на проверку. Если вы уверены, что противоправной деятельностью ваше предприятие не занимается, а работник МВД факты нарушения не выявляет, вы можете поставить под сомнение правомерность его визита.

Подобное посещение может иметь специальный и общий характер. При общем, работники МВД посещают предприятие, как правило, в ходе осуществления проверки другой информации не связанной с предприятием, в целях ознакомления с деятельностью предприятия, не выясняя подробности осуществления его деятельности и вообще не требуя предъявления каких-либо документов. Подобные визиты достаточно редки.

Специальная проверка, во время которой работники МВД требуют предоставить им для ознакомления или изъятия документы предприятия, сведения и объяснения по вопросам деятельности не может быть вызвана стечением обстоятельств, а следует из имеющегося сообщения о фактах нарушении законодательства. Таким образом, специальная проверка должна основываться на зарегистрированной в КУПП информации, имеющемся оперативно-розыскном деле, на основании которого выдано предписание на осуществление оперативно-розыскного мероприятия в порядке доследственной проверки. В случае отсутствия всех перечисленных документов, или какого-либо из них, проверка проводится работниками МВД с нарушением норм действующего законодательства.

1.2. В соответствии со ст. 5 ЗУ «О милиции» работник милиции при обращении гражданину обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. То есть при осуществлении официального визита на предприятие, с целью проверки оперативной информации, работник МВД для собственной идентификации обязан представиться, чтобы у сотрудников проверяемого предприятия не осталось сомнений в том, что перед ними уполномоченный представитель государственной власти.

1.3. Правомочность работников МВД по получению информации и документов предприятия.
Как уже говорилось, доследственная проверка, осуществляемая на основании статьи 97 УПК Украины, предполагает:

- отбор пояснений;
- истребование документов для изучения их в офисе (выносить разрешается только копии).

Перед отбором пояснений, дознаватели должны под расписку довести до сведения опрашиваемого ст. 63 Конституции Украины, в соответствии с которой, гражданин имеет право не давать никаких пояснений против себя и своих близких родственников.

Изъятие, документов предприятия может производиться согласно ст. 186 УПК Украины:

- по фактам нарушения действующего законодательства;
- в рамках следственных действий – обыска либо выемки, т. е. после возбуждения уголовного дела.

Все изъятия, которые производят работники МВД, ОБЭП, УБОП до возбуждения уголовного дела, и без наличия очевидного факта нарушения законодательства, являются незаконными.

Обыск и выемка, являются четко регламентированными УПК процедурами, при осуществлении которых могут быть изъяты только:

- документы и предметы, которые имеют значение для дела;
- ценности и имущество обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения гражданского иска либо возможной конфискации имущества.

Изымаемые документы, следователь должен:

- предъявить понятым и другим присутствующим лицам;
- перечислить в протоколе обыска или выемки либо в прилагаемой к нему описи с указанием их названия, количества, меры, веса, материала, из которого они изготовлены, и индивидуальных признаков;
- в необходимых случаях изъятые предметы и документы должны быть на месте обыска или выемки упакованы и опечатаны.

Изъятие оригиналов документов также является неправомерным, так как противоречит п. п. 9. 4. 1. ЗУ «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами», где указано, что документы изымаются в случае административного ареста активов, и «… изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов налоговыми органами в иных случаях НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, кроме изъятий, проводимых в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством». То есть изъятие оригиналов возможно только в случае возбужденного уголовного дела по факту нарушения законодательства проверяемым предприятием.

Таким образом, при осуществлении доследственной проверки изъятие оригиналов документов предприятия является нарушением действующего законодательства.

Согласно п. 19.6 вышеуказанного Закона Украины «Законы и иные нормативно-правовые акты действуют в части, которая не противоречит нормам этого Закона».

1.4. В рамках проведения доследственной проверки (оперативно-розыскного мероприятия) работники МВД не вправе:

- самостоятельно открывать столы, шкафы, сейфы;
- доставать документы и различные предметы;
- ограничивать перемещение сотрудников предприятия;
- лишать возможности звонить по телефону;
- принуждать сотрудников к каким-либо действиям.

Подобные действия вправе совершать следователь и только в рамках и во время следственного действия – ОБЫСКА либо ВЫЕМКИ (ст. 183 УПК Украины).

1.5. Так же следует отметить, что согласно ст. 9 ЗУ «О оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД не допускается нарушение прав и свобод человека и юридического лица. Отдельные ограничения этих прав и свобод могут носить исключительный и временный характер, и применяются лишь с санкции суда к лицу, в действиях которого есть признаки тяжкого или особо тяжкого преступления и в случаях, предусмотренных законодательством, с целью защиты прав и свобод других лиц и безопасности общества.

III. Действия руководителя и сотрудников проверяемого предприятия.

1. При появлении на Вашем предприятии работников МВД (ОБЭП, УБОП):

1.1. Предложите им представиться назвав:
- фамилию, имя, отчество;
- предъявить служебные удостоверения;
- назвать должность и подразделение, которое они представляют;
- заполнить Журнал посещений, указав основания и цель проверки.

При отказе внести запись в Журнал посещений, Вы уже вправе сомневаться в правомерности визита, поэтому разумно обратиться в органы внутренних дел, либо по тел. «02». Следует учитывать, что отказа проверяющими заполнить Журнал посещений является основанием недопущения их к проверке (Указом Президента Украины № 817), однако подобный отказ может повлечь возникновение конфликтной ситуации, невыгодной в первую очередь предприятию. Поэтому действовать следует исходя из конкретной ситуации.

1.2. После того как проверяющие надлежащим образом представились, поинтересуйтесь, нет ли у них с собой письменного запроса к предприятию, в котором излагается, какие конкретно сведения интересуют проверяющий орган. При наличии у проверяющих подобного документа, попросите его для ознакомления, и в процессе дальнейшей проверки предоставляйте документы и сведения в рамках запроса, с которым вас ознакомили.

1.3. При ссылке на проведение оперативно-розыскных мероприятий предложите:

- назвать регистрационный номер оперативно-розыскного дела или КУПП, в рамках которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия на Вашем предприятии. При предоставлении такого номера необходимо, позвонив в дежурную часть органов проводящих проверку, удостовериться, зарегестрировано ли под указанным номером преступление, совершенное конкретно на Вашем предприятии (регистрационный номер не является информацией с ограниченным доступом).
- попросите ознакомиться с предписанием на проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках ОРД на Вашем предприятии;
- выясните четкую цель визита, при возможности предложите оформить ее письменно;
- в соответствии со ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», выясните наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий на Вашем предприятии, без которых проведение ОРД является неправомерным, и нарушает законодательство;

Если все вышеперечисленные документы у проверяющих в наличии, и они Вам их предъявили, рекомендуем Вам предоставить все требуемые документы и сведения о деятельности предприятия, пришедшая к Вам проверка действует правомерно и без нарушений законодательства.

1.4. В случае если проверяющими являются сотрудники государственной службы по борьбе с экономической преступностью (ОГСБЭП) существует Положение «О Государственной службе по борьбе с экономической преступностью», п. 5 которого дает им права осуществлять свои действия только при наличии: данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность.

1.5.При проверке осуществляемой работниками подразделения по борьбе с организованной преступностью (БОП), следует учитывать, что законодательством не установлено специальных оснований по проведению проверок субъектов хозяйственной деятельности.

1.6. Все осуществленное в ходе проверки, а также ее результаты, проверяющие обязаны зафиксировать в протоколе или ином процессуальном документе, форма которого зависит от совершаемых ими процессуальных действий. Подобный документ, как правило, заверяется подписями проверяющих, понятых, представителя предприятия. Перед тем как поставить свою подпись внимательно ознакомьтесь с содержанием документа, если по вашему мнению зафиксированы не все действия проверяющих или ваши, вы вправе дописать свои пояснения и лишь после этого подписать документ. Попросите проверяющих оставить вам копию документа, в котором зарегистрирован ход и результаты проверки.

1.7. По результатам проверки, если у проверяющих есть все законные основания для осуществления таковой, в срок не более 10 дней с момента ее начала должно быть возбуждено уголовное дело либо принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Все решения облекаются в форму постановлений. Данные решения можно обжаловать в судебном порядке.

2. Позиция руководителя и сотрудников предприятия.

2.1. При формировании позиции общения и взаимоотношений с работниками МВД, пришедшими с целью проверки деятельности вашего предприятия, не следует забывать что вы общаетесь с представителями государственной власти, действия которых направлены в первую очередь на охрану правопорядка.
Поэтому ваша позиция должна быть направлена не на отказ в проведении проверки, а в проведении проверки в рамках действующего законодательства с наличием соответствующих подтвержденных оснований для проверки.

Объясните проверяющим, что ваша позиция и требования по предъявлению их полномочий, направлены не на противодействие, а на содействие в осуществлении правомерных законных действий работников государственной власти.

Если на момент визита вы к проверке не готовы, направьте ваши усилия на отсрочку проверки, предложив проверяющим оставить письменный запрос, на который вы обязательно ответите. Так же можно сослаться на отсутствие руководства или сотрудников занимающихся интересующими проверяющих вопросами.

При этом старайтесь избежать конфликта в общении с проверяющими.

2.2. В целях повышения безопасности деятельности предприятия и сотрудников рекомендуем:

- иметь список телефонов руководителей подразделений МВД;
- список телефонов «горячей линии»;
- оборудовать помещения предприятия аппаратурой фиксации;
- пригласить для участия в проведении проверки юриста или иное осведомленное о проведении подобных процедур лицо.

В целях фиксации неправомерных действий со стороны проверяющих органов, нами разработан «Протокол фиксации официального визита» с приложениями к нему, который мы рекомендуем вам применять при каждом посещении вашего предприятия контролирующими органами.

2.3. Если вы видите, что действия и сам визит работников МВД неправомерен, никаких реальных оснований для проведения проверки у них нет, а цели проверки не ясны, оптимальным вариантом будет вызвать по телефону представителей милиции, сообщив, что Ваше предприятие посетили лица представившиеся работниками МВД, однако полномочия свои ни чем не подтверждающие.

Учитывайте также, что проверяющие пришедшие с неправомерной целью, которых не остановил телефонный звонок в дежурную часть их подразделения или к их руководству, будут готовы пойти и на дальнейшее нарушение законодательства, для достижения стоящей перед ними задачи. В подобной ситуации, главная ваша задача зафиксировать максимальное количество нарушений совершенных в процессе проверки, на основании которых вы в дальнейшем сможете обжаловать действия проверяющих, в том числе и в суде.

Данная рекомендация составлена сотрудниками Юридического Агентства СПД-ФЛ Добровенко А.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: gokor (02.03.2011)
Просмотров: 5352 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024